О правиле «помехи справа» знают все без исключения водители, а вот назвать конкретный пункт ПДД, который его устанавливает, получится далеко не у каждого. Выясняем, присутствует ли такое понятие в правилах дорожного движения на самом деле и в каких ситуациях на принцип действия «помехи справа» не стоит полагаться безоговорочно.
Что такое «помеха справа»?
В народной трактовке правило звучит совсем не сложно и означает, что уступать дорогу обязан тот водитель, у которого появилась «помеха» с правой стороны, а ТС, являющееся «помехой», автоматически получает приоритет. Казалось бы, все просто, но что говорят ПДД?
Есть ли «помеха справа» в ПДД?
Дословной формулировки в ПДД не обнаружится — принцип действия «помехи справа» можно считать вольной интерпретацией сразу нескольких положений правил дорожного движения.
- Пункт ПДД 8.9объясняет: «когда траектории движения ТС пересекаются, а очередность проезда не оговорена правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа». Из чего следует, что на нерегулируемом равнозначном перекрестке или на прилегающей к нему территории приоритет проезда получит водитель, к которому другое ТС приближается слева.
- Пункт ПДД 8.4 дополняет: «при одновременном перестроении ТС, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа». Из чего следует, что «помеха справа» действует и при перестроении, однако, только при условии одновременного перестроения двух не имеющих приоритета авто в одну полосу.
При каких условиях действует «помеха справа»?
Для применения правила должны соблюдаться следующие условия:
- траектории движения ТС пересекаются;
- правила разъезда ТС в этой ситуации не регламентируются ПДД;
- ТС равнозначны — ни у кого нет приоритета.
Важно: принципом «помехи справа» следует руководствоваться в самую последнюю очередь — то есть, когда нельзя применить другие правила разъезда и приоритета. При выезде со второстепенной дороги на главную, одиночном перестроении в соседнюю полосу, выезде с прилегающей территории и иных случая, в которых приоритет строго оговорен ПДД, «помеха справа» действовать не будет.
Почему нельзя слепо следовать правилу «помехи справа»
Есть немало ситуаций, когда применение принципа «помехи справа» без оглядки на ПДД может сыграть с водителем злую шутку.
Вот несколько примеров:
- проезд равнозначного перекрестка с трамвайными путями — применять в такой ситуации «помеху справа» однозначно плохая идея. Ведь трамвай дорогу не уступит, и в ДТП с его участием виноват будет водитель автомобиля. Подтверждение содержится в пункте ПДД 13.11, где сказано, что «водитель безрельсового ТС обязан уступить дорогу ТС, приближающимся справа», а «трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми ТС независимо от направления движения».
- перестроение влево при сужении дороги — помните, что уступать дорогу ТС, находящемуся справа, нужно только при одновременном перестроении движущихся попутно автомобилей. Во время перестроения при сужении дороги приоритет сохраняется за авто, которые двигаются по своей полосе без изменения направления движения, а уступать должны те, чья полоса сужается.
Есть ли штраф за несоблюдение принципа «помехи справа»?
Так как формулировки «помехи справа» нет в ПДД, она не обнаружится и в КоАП РФ. Если вы не уступили дорогу ТС с приоритетом, штрафы будут зависеть от ситуации.
- Не уступить авто на равнозначном перекрестке — штраф 1 000 ₽ согласно части 2 статьи 12.13 КоАП.
- Не уступить машине с «мигалкой», если это не авто экстренных служб — 500 ₽ по 1-й части 12.17 КоАП. Какое наказание грозит, если не предоставить приоритет скорой или автомобилю МСЧ, мы недавно рассказывали здесь.
А в прочих случаях за нарушение принципа «помехи справа» последует либо предупреждение, либо штраф в 500 ₽ по части 3 статьи 12.14 КоАП.
Еще больше интересных и полезных статей о тонкостях ПДД, автозаконах и обучении в автошколе всегда можно найти в блоге «Профи Центр».