При упоминании состояний, в которых водителю запрещено садиться за руль, первым делом обычно вспоминают алкогольное опьянение, но на самом деле их список куда обширнее. Выясняем, в каких еще ситуациях стоит отказаться от вождения и разбираем ограничения.
Где искать эти ограничения в ПДД?
Запреты, которые касаются состояния здоровья водителя, перечислены в пункте 2.7 раздела ПДД 2 — «Общие обязанности водителя». Этот же раздел описывает запреты относительно езды без ремня, разговоров по телефону за рулем и оставления места ДТП.
Итак, когда же все-таки нельзя садиться за руль?
Давайте разбираться предметно.
1. В состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения.
С этим пунктом все ясно: водителю запрещено управлять ТС под воздействием алкоголя или различных наркотических веществ. За это грозят большие штрафы и лишение прав.
2. Под воздействие препаратов, ухудшающих реакцию и внимание.
Этот запрет касается вождения после принятия некоторых лекарств. Ухудшить внимание и реакцию водителя могут, к примеру, седативные препараты. Частым побочным эффектом многих антигистаминных средств является сонливость, а значит садиться за руль, если вы пьете лекарства от аллергии тоже следует с осторожностью. Обычно все ограничения для водителей указаны в инструкциях к лекарственным средствам, но, к сожалению, читают их нечасто, а следуют им — и того реже.
3. В болезненном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Формулировка довольно расплывчатая, так что стоит разобрать этот запрет подробнее. Что относить к болезненному состоянию? Простуда считается?
Кратко — если это достаточно серьезная простуда, во время которой вы чувствуете головокружение, снижение концентрации и сильную головную боль, то да. К болезненным состояниям можно отнести симптомы множества заболеваний: от предынсультного и предынфарктного состояния до сильных головных болей, травм и ожогов.
Иными словами, если вы чувствуете серьезное недомогание, но вам нужно все-таки добраться до работы, садиться за руль нельзя. Лучше вызвать такси, проехаться на общественном транспорте, а в идеале — остаться дома.
4. В утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность вождения.
У усталого водителя снижается концентрация и скорость реакции, что становится одной из самых частых причин аварий на междугородних трассах. Полагаем, не нужно объяснять, что случится, если утомленный водитель заснет за рулем.
Риск попасть в ДТП, конечно, должен быть главным стимулом не садиться за руль уставшим, но стоить помнить и о том, что езда в таком состоянии напрямую запрещается ПДД. При проявлении признаков усталости, которые могут повлиять на безопасность движения, водитель должен обязательно остановиться и отдохнуть.
Как долго водитель может вести авто и сколько нужно отдыхать — тоже регламентируется в ПДД. Эти нормы содержатся в разделе 26 — «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха». Несмотря на то, что они применяются к водителям грузовиков, тем, кто водит легковые авто, тоже следует к ним прислушаться.
Правила устанавливают, что водителю необходимо делать перерыв на 45 минут каждые 4,5 часа непрерывного вождения, а также запрещают езду более 9 часов в сутки и непрерывный отдых менее 11 часов в сутки.
За езду в болезненном или утомленном состоянии могут оштрафовать?
КоАП за такое нарушение наказания не предусматривает, но есть одно но. Как мы знаем, самые жесткие наказания грозят водителям за езду в состоянии опьянения, а симптомы болезни и сильной усталости могут частично с ними совпасть. Инспектор ГИБДД, остановивший заболевшего или уставшего водителя, может обратить внимание на вялость, плохую концентрацию, сонливость и нечеткую речь и потребовать прохождения освидетельствования. Так что стоит учитывать и такие риски.
Рассказываем простым языком о сложностях ПДД. Еще больше интересных и полезных материалов об обучении в автошколе, вождении и правилах ПДД в блоге автошколы «Профи Центр».