Недавно был опубликован один из вариантов обновленной программы обучения кандидатов в водители категории «В», разработанный при содействии Союза автошкол России и экспертного центра «Движение без опасности». Пока проект находится на рассмотрении в Минпросвещения, выясняем, что же может измениться для учеников автошкол в ближайшем будущем.
В апреле 2021 года мы уже столкнулись с изменениями в регламенте проведения экзамена на права — прочитать об этом можно в другом материале нашего блога. Теперь нововведения могут коснуться программы подготовки учеников, которая не менялась с 1960-х годов.
Другой подход к изучению ПДД
В основе новой программы обучения в автошколах лежит модульный принцип — теоретические занятия планируется разбить на тематические блоки:
- «Правила дорожного движения» — базовый учебный цикл длительностью 30 часов. Однако теперь нужно будет не только заучивать билеты, но и решать аналитические задачи. Также может быть добавлен обучающий блок по оформлению ДТП по Европротоколу — без инспектора ГИБДД;
- «Основы законодательства в сфере дорожного движения»;
- «Психофизические основы деятельности водителя» с дополнительным модулем «Культура вождения и этика водителей». В модуле о водительской этике кандидатам должны рассказать о том, как справляться с конфликтными ситуациями на дороге;
- «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «B» как объектов управления» — этот курс должен помочь ученикам автошкол лучше разбираться в устройстве автомобиля.
По прохождении каждого модуля кандидаты в водители должны будут сдавать экзамен с возможностью 1 бесплатной пересдачи.
Сокращение часов обучения
Объем часов как теоретических, так и практических занятий в автошколе по новой программе должен быть сокращен со 188-190 до 144-146. Сделать это планируется благодаря тому, что кандидаты в водители будут изучать часть материала самостоятельно под контролем преподавателя. Авторы новой программы мотивируют свое решение тем, что часто кандидаты в водители приходят учиться на права уже с базовыми навыками и такое количество обязательных часов им попросту не требуется.
Количество часов практического обучения тоже может сократиться. Если сейчас на обучение на категорию «B» на АКПП на автодроме отводится 22 часа (на МКПП — 24), то в случае принятия новой программы ученикам останется 12 и 14 часов соответственно. А вот часы на практику в условиях реального дорожного движения сокращать не планируется — на вождение по городу с инструктором по-прежнему будет отводиться 32 часа.
8 новых упражнений на автодроме
Важно: пока новые упражнения предназначены только для изучения в автошколе, а не для экзамена в ГИБДД. Станут ли они частью экзамена, если Минпросвещения примет новую программу обучения, пока не ясно.
1. Въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом и выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами налево и направо.
Другое название упражнения — «Парковка в торговом центре». Оно должно помочь водителю отработать умение отказа от маневра и понять, что нужно остановиться и попробовать снова.
2.Движение по габаритному коридору передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом налево.
В упражнении рассматривается движение передним и задним ходом по узкому габаритному коридору. Ученикам предлагается отработать не только начало поворота, но и навык работы с зеркалами, оценки габаритов ТС и расстояний.
3.Движение по габаритному коридору передним и задним ходом со смещением в правую и левую стороны.
Здесь задачей будет наработка навыка оценки габаритов авто при движении вперед и назад.
4.Движение по габаритному кругу передним и задним ходом со стороны правого и левого борта автомобиля.
Упражнение «Габаритный круг» должно помочь будущему водителю научиться контролировать борт авто при движении в правом и левом поворотах как вперед, так и назад.
5. Движение передним и задним ходом с поворотом налево и направо, выравнивание автомобиля на парковочном месте.
Это упражнение помогает отработать навык определения точки начала поворота, чтобы будущий водитель научился поворачивать в подходящее время.
6. Постановка транспортного средства на парковочное место при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов.
Знакомая парковка под углом в 90 градусов. Разница только в том, что в такой версии упражнения у водителя не будет ограничений по ширине площадки при выполнении маневра.
7.Постановка транспортного средства на парковочное место параллельно тротуару при движении задним ходом.
Тоже знакомый маневр — параллельная парковка.
8.Разворот транспортного средства в ограниченном пространстве с использованием движения задним ходом.
Уже существующее упражнение для тренировки разворота в ограниченном пространстве.
Примут ли новую программу обучения — пока можно только гадать. А для тех, кто хочет пройти обучение на права прямо сейчас отличным выбором станет автошкола «Профи Центр» во Владивостоке.