Буксировка авто — не самая простая задача даже для опытных водителей. Процесс почти всегда связан с повышенным риском создания аварийной ситуации, поэтому крайне важно делать все правильно. Выясняем, как должна происходить буксировка в соответствии с ПДД и какие правила нужно соблюдать при буксировке на гибкой и жесткой сцепке.
Кратко о типах буксировки
Их всего три:
- буксировка на гибкой (мягкой) сцепке — здесь для соединения буксируемого и буксирующего ТС используются трос или стропа;
- буксировка на жесткой сцепке — здесь потребуется жесткое (чаще всего металлическое) сцепное устройство, которое позволит сохранять постоянное расстояние между ТС;
- буксировка с частичной погрузкой — в этом случае в кузов или на платформу буксирующего ТС буксируемый автомобиль грузят таким образом, чтобы одна колесная пара сохраняла контакт с дорожным полотном.
Легковые автомобили, как правило, буксируют на гибкой сцепке, жесткую сцепку чаще используют для большегрузных ТС, а буксировка с частичной погрузкой обычно требуется ТС со сломанной рулевой и тормозной системами или без водителя за рулем.
Универсальные правила буксировки
Несмотря на то, что требования ПДД для разных методов буксировки отличаются, есть и правила, действующие независимо от выбранного типа сцепного устройства.
- Управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление ТС в течение 2 и более лет.
- Водитель обязан включить аварийную сигнализацию — этого требует пункт ПДД 7.1, — но только у буксируемого ТС. Если сигнализация неисправна, на задней части «ведомого» авто следует закрепить знак аварийной остановки.
- И на буксирующем, и на буксируемом ТС должны быть включены дневные ходовые огни или ближний свет и габаритные огни. Особенно важно не забывать о габаритах при буксировке в условиях недостаточной видимости.
- Максимальная скорость при буксировке — 50 км/ч согласно пункту ПДД 10.4.
- Двухколесный транспорт не может выступать ни буксировщиком, ни буксируемым — исключение сделано только для мотоциклов с коляской.
- В буксируемых автобусах, троллейбусах и в кузове буксируемых грузовиков пассажирам находиться категорически запрещено.
- Буксировка запрещается в зоне действия знака 3.7 «Движение с прицепом запрещено».
Знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено»
Правила буксировки ТС на гибкой сцепке
Ситуации, в которых требуется буксировка, могут быть разными, однако в каждой из них нужно обязательно заранее убедиться в исправности тормозной системы и рулевого управления ТС, которое вы планируете тянуть на буксире.
Также необходимо:
- использовать трос достаточной длины — по правилам стропы и тканые тросы не могут быть короче 4–6 метров;
- предупредить других участников дорожного движения — не только включить аварийную сигнализацию, но и дополнительно выделить трос. Для этого используют специальные предупреждающие устройства: флажки или красно-белые таблички 20x20 см со световозвращающей поверхностью. По правилам предупреждающих устройств на тросе должно быть как минимум 2.
- оценить погодные условия — буксировать ТС на гибкой сцепке в гололед запрещается.
Правила буксировки ТС на жесткой сцепке
Буксировка на жесткой сцепке может показаться несколько проще — с жестким сцепным устройством буксируемое авто точно не сможет «догнать» тягач при резкой остановке, — но свои нюансы есть и здесь.
При буксировке на жесткой сцепке:
- между ТС должно сохраняться расстояние не более 4 м;
- за рулем буксируемого ТС может находиться водитель, но только если сцепное устройство не обеспечивает полное повторение траектории при движении прямо;
- правила не устанавливают строгих требований для «маркировки» сцепного устройства при таком типе буксировки, но в целях безопасности его все равно лучше выделить с помощью предупреждающих устройств: флажков или табличек.
Еще больше интересных и полезных статей о тонкостях ПДД, обучении в автошколе, вождении и автозаконах всегда можно найти в блоге «Профи Центр».