Тонировка стекол помогает уберечь салон от воздействия ультрафиолета, защищает глаза водителя от яркого света и бликов, а еще позволяет подчеркнуть дизайн автомобиля. Однако, чтобы избежать штрафов и других неприятностей, наносить тонировку нужно по правилам. Выясняем, какой должна быть тонировка по закону, вместе с экспертами автошколы «Профи Центр» во Владивостоке.
Пара слов о способах тонировки
Производители авто, как правило, поставляют новые машины со штатной тонировкой, но многие водители в России все равно предпочитают дополнительно тонировать стекла. Самыми популярными способами считаются тонировка с напылением тонкого слоя специального полимера и при помощи пленки. Первый вариант дороже и у него есть еще один существенный минус — если тонировочное покрытие было нанесено не по правилам, снять его не получится, и придется менять стекло. С пленкой для тонировки дела обстоят проще: она довольно дешевая и вдобавок ее можно удалить без ущерба для стекла.
Правила тонировки автомобильных стекол
Правила тонировки устанавливают «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации», где содержится перечень неисправностей, при которых запрещается использование ТС, и ГОСТ 33997-2016.
Согласно этим нормативным документам, запрещается тонировка, при которой светопропускание ветрового и передних боковых стекол составляет менее 70%.
Кроме того, запрещается использование дополнительных предметов и покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя, а также установка зеркальных стекол и нанесение зеркальной тонировки. А вот ограничений по тонировке второго ряда боковых стекол и заднего стекла в Положениях и ГОСТе не содержится.
Штрафы за «неправильную» тонировку в 2024 году
За тонировку не по ГОСТу предусмотрен штраф в размере 500 ₽ согласно статье КоАП 12.5, но есть один важный нюанс. Если водитель даст согласие на устранение нарушения и снимет тонировочную пленку со стекла на месте, то инспектор может обойтись и устным предупреждением.
Если же водитель откажется снимать пленку, инспектор выпишет штраф и выдаст предписание с требованием устранить нарушение за определенный срок — обычно, это 10 дней. В том случае, если водитель решит не выполнять предписание, при повторной проверке не только сильно возрастет сумма штрафа — до 2 000 – 4 000 ₽, — но и появится риск административного ареста на 15 суток.
Как инспекторы ГИБДД проверяют тонировку?
Сотрудники ГИБДД замеряют светопропускаемость стекол, на которые была нанесена тонировка, с помощью специальных приборов. Важно знать, что при проверке тонировки на соответствие норме, водитель вправе осмотреть прибор, проверить крепление датчиков к стеклу и выяснить, есть ли у инспектора сертификат на оборудование. А также — если водитель не согласен с показаниями прибора — потребовать проведения повторных замеров в присутствии двух понятых.
Соблюсти все нормы при тонировке довольно сложно, так как даже новые стекла не пропускают свет на все 100%, а если автомобиль пробыл в эксплуатации несколько лет, то светопропускная способность снижается еще сильнее. В итоге наиболее «безопасным» вариантом можно считать тонирование боковых стекол второго ряда и заднего стекла. Степень их затемнения ГОСТ никак не регламентирует, так что здесь потребуется соблюсти только одно требование — отсутствие зеркальной тонировки.
Еще больше интересных и полезных материалов о ПДД, нормах автомобильного законодательства, вождении и обучении в автошколе всегда можно найти в блоге «Профи Центр».