Частые перестроения нередко причисляют к маневрам, которые классифицируются как опасное вождение, запрещенное ПДД, но так ли это? Разбираемся, что вообще считать перестроением по ПДД, относятся ли частые перестроения к опасному вождению, штрафуют ли за них и другие нюансы.
Что такое перестроение по ПДД и когда маневр относят к опасному вождению?
Согласно правилам, перестроением считается «выезд из занимаемой полосы или ряда с сохранением первоначального направления движения». То есть, если вы двигаетесь по дороге с двумя или более полосами в одном направлении, смена полосы и будет перестроением. ПДД однозначно запрещает перестроение на больших скоростях на загруженной дороге или так называемые «шашки», и вот почему.
Пункт ПДД 2.7 объясняет, что водителю запрещено опасное вождение, которые выражается в неоднократном совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в том числе в перестроении при интенсивном движении, когда все полосы заняты.
Исключения: поворот налево и направо, разворот, остановка или объезд препятствия.
Вывод: на дороге с интенсивным движением несколько перестроений подряд (исключая маневры в описанных выше случаях) будут причислены к опасному вождению.
Запрещает ли ПДД частые перестроения без опасного вождения?
Помимо пункта 2.7, есть и другое ограничение, о котором порой забывают даже опытные водители. Как мы знаем, ПДД 9.4 устанавливает, что «в населенных пунктах <…> водители могут использовать наиболее удобную полосу движения». Тем не менее в том же пункте правил содержится и ограничение, объясняющее, что «при интенсивном движении, когда все полосы заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия».
Получается, при движении по загруженной дороге в населенном пункте вы должны ехать по выбранной полосе и не перестраиваться, пока этого не потребуется для выполнения указанных выше маневров.
Важно: это же правило касается и перестроений в пробке. Опасным вождением такой маневр не сочтут, но менять ряды просто так все равно запрещается.
Почему ПДД запрещает частые перестроения?
Разумеется, первейшая причина — это повышение безопасности. Чем меньше необязательных маневров совершает водитель, тем больше шансов снизить вероятность ДТП. Однако в случае загруженных дорог или дорог с интенсивным движением цель у запрета другая — стабилизация средней скорости движения. Ведь если вы перестраиваетесь, то заставляете притормаживать ТС в полосе перестроения, таким образом вызывая своего рода цепную реакцию и замедляя всю полосу. Иными словами, чем больше будет ненужных перестроений, тем больше ТС затормозит, и тем сильнее снизится средняя скорость потока, что приведет к образованию затора.
Могут ли оштрафовать за частые перестроения? А за опасное вождение?
Несмотря на то, что формулировка «опасное вождение» и связанные с ней запреты, появились в ПДД еще в 2016 году, наказание за такие действия до сих пор не предусмотрено. Причин несколько: сложность определения признаков «опасного вождения», неясный механизм регистрации нарушений и многое другое. Получается — на 2023 год штрафы за опасное вождение все еще отсутствуют. А что с частыми перестроениями?
В настоящий момент необязательные и частые перестроения не контролируют ни камеры, ни сотрудники ГИБДД, так что штрафов нет. В контексте пункта ПДД 9.4 штраф можно получить только за нарушение требования не занимать вне населенных пунктов левую полосу движения при свободной правой, хоть и происходит это нечасто.
Тем не менее, если вы двигаетесь по загруженной дороге, помните — ненужные перестроения всегда усугубляют пробки, а «прыжки» из ряда в ряд не позволят выгадать больше времени.
Еще больше интересных и полезных материалов о ПДД в блоге автошколы «Профи Центр» по Владивостоке. Рассказываем о тонкостях правил дорожного движения простым языком.