За редким исключением, сервисные знаки не требуют от водителя соблюдения предписаний и ни к чему не обязывают, а просто сообщают полезную информацию. Однако это вовсе не означает, что на них не нужно обращать внимание. Выясняем, зачем нужны знаки сервиса и разбираем интересные примеры с пояснениями и картинками.
Что такое знаки сервиса, зачем они нужны и где устанавливаются
Сервисные знаки — отдельная категория дорожных знаков, которые оповещают о наличии на пути полезных объектов. Информирующие символы на знаках сервиса изображают на белом квадрате с закругленными углами, который размещен на голубом прямоугольном фоне. А дополнительные графические элементы на таких знаках могут сообщать информацию, указывать направление или обозначать дистанцию до полезного объекта в метрах или километрах.
Знаки сервиса устанавливаются:
- в населенных пунктах — за 100-150 м до объекта и на ближайших к нему поворотах и перекрестках;
- вне населенных пунктов — за 60-80, 15-20 км и 400-800 м, а также у ближайших поворотов и перекрестков, если объект расположен в стороне от дороги.
Примеры распространенных и редких знаков сервиса
Знак 7.1 «Пункт медицинской помощи»
Информирует о наличии на пути следования травмпункта или фельдшерского пункта, где могут оказать экстренную медицинскую помощь. В отдельных случаях им могут обозначать аптеки.
Знак 7.2 «Больница»
Сообщает о наличии впереди медицинского учреждения, где уже могут оказать не только экстренную, но и комплексную помощь.
Знаки 7.3 и 7.4 «АЗС» и «Техобслуживание авто»
Знак 7.3, один из самых распространенных и очевидных, информирует о приближении к заправочной станции.
А знак 7.4 помогает найти сервисный центр в незнакомой местности.
Знак 7.7 «Пункт питания»
Устанавливается на трассах и оповещает о заведениях общепита с автостоянкой.
Знак 7.8 «Питьевая вода»
Информирует о наличии колонок, колодцев и родников, воду из которых можно использовать как питьевую.
Знак 7.11 «Место отдыха»
За ним еще закрепилось народное название «елочка». Знак информирует о наличии поблизости от трассы площадок, где можно отдохнуть в автомобиле. Часто на таких площадках будут расположены кафе, беседки и туалеты.
Знак 7.16 «Зона радиосвязи с аварийными службами»
Не самый очевидный и легко читаемый знак. Сообщает о начале зоны, в которой можно связаться по рации с экстренными службами: ГИБДД, скорой, пожарной охраной и так далее. Подсказывает, что для связи необходимо использовать 9-й канал или гражданскую частоту 27 МГц.
Знак 7.19 «Телефон экстренной связи»
Еще один полезный знак в аварийной ситуации. Обозначает место, оборудованное стационарным телефоном для связи с МЧС и площадкой для стоянки. Встречается довольно редко.
Есть ли штрафы, связанные с сервисными знаками?
Существует всего два знака сервиса, которые все-таки налагают определенные обязанности, но тут речь пойдет о водителях грузовиков и автобусов.
Знак 7.14.1 «Пункт таможенного контроля»
Устанавливается в приграничной зоне и действует для водителей грузовиков и автобусов, которые осуществляют внутрироссийскую и международную перевозку грузов и пассажиров. В месте установки знака даже при отсутствии КПП водителям нужно остановиться по требованию сотрудников ГИБДД или таможни.
Знак 7.14.2 «Пункт транспортного контроля»
Также предписывает водителям грузовиков и автобусов, осуществляющих международные перевозки, останавливаться для проверки по требованию.
В зонах установки знаков 7.14.1 «Пункт таможенного контроля» и 7.14.2 «Пункт транспортного контроля» за невыполнение требований сотрудников ГАИ и таможенной службы можно получить штраф в 500-800 ₽ по 2 части статьи 12.25 КоАП РФ.
Еще больше интересных и полезных статей о тонкостях ПДД, вождении и автозаконах всегда можно найти в блоге «Профи Центр».